вторник, 29 апреля 2014 г.

Нужно думать, прежде чем сказать, или Еще раз о душе слова

                                                      В рамках проекта "Чистое Слово"




                                             О душе слова рассуждает Надя Бабушкина

Это рассуждение я опять пишу на основе собственного опыта и надеюсь, что оно вам понравится. 

Раньше я не понимала того, что слово тоже имеет душу,  и,  не задумываясь о последствиях, могла,  сама того не осознавая, словами обидеть своих родных и близких.  Сейчас-то я прекрасно знаю,  что нужно понимать то, о чём ты говоришь, и думать о последствиях – о том, «как  наше слово отзовется».  Если этого  не делать, то можно сделать плохо не только  другим, но и себе.  


Помню, когда на одном из занятий  Людмила Николаевна спросила меня, как я думаю, есть ли у слова душа,  я очень неуверенно ответила, что есть.  Сейчас же  я с полной уверенностью могу утверждать не только то, что у слова есть душа, но и то, что она зависит от человека -  от того, хороший он или плохой,  добрый  или злой.  Ведь когда человек добрый, то и слова он говорит добрые и приятные.
 
Познакомившись с лирической  миниатюрой М.М. Пришвина «Слово-Звезда»,  я поняла то, что слова живут даже после смерти того человека, который их сказал. А стихотворение Марка Лисянского «Ах, как нам добрые слова нужны!» я выучила наизусть:

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.


Я  думаю, что это стихотворение очень точно передает мысль о добрых словах, потому что порой, в трудную   минуту, действительно  нам так хочется услышать добрые слова, которые поднимут нам настроение и утешат нас.

А еще на одном из занятий по этой теме я познакомилась  с притчей, которая называется «Слово ранит». В этой притче рассказывается о том, как один мудрый человек сказал своему сыну, чтобы он каждый раз, когда обидит кого-нибудь, не сдержав своего гнева,  вбивал бы в деревянный забор по гвоздю, а когда поймёт свою ошибку и исправится,  вынимал гвоздь. Когда юноша  убирал гвозди, на заборе оставались дырки.

Я поняла   из этой притчи одну очень важную вещь:  даже если ты извинился перед человеком, которого обидел, и он тебя простил,  осадок от обиды все равно  остаётся в душе человека.

Я считаю, что  все эти произведения о словах правдивы, они трогают нашу душу, потому что и   у слова есть душа.


И я надеюсь на то, что прежде чем сказать что- либо, люди будут думать о последствиях и о том, что вызовут их слова в душе тех, к кому они обращены.  

                                                                                              Надежда Бабушкина

11 комментариев:

  1. Да, совершенно верно! Слово и лечит и калечит...нельзя разбрасываться словами...Будьте внимательны друг к другу : друзьям, близким, знакомым, родным....

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина Гришонкова29 апреля 2014 г. в 10:52

    Надюша, какая ты молодец! Такое глубокое философское рассуждение!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Слово – это озвученная мысль. Оно живое...

    ОтветитьУдалить
  4. А ещё говорят, что мысль материальна. Какими образами ты окружил себя - такова и жизнь...Умница, что думаешь о таких важных вещах.

    ОтветитьУдалить
  5. Бабушкина Надежда29 апреля 2014 г. в 19:43

    Спасибо всем за ваши теплые слова, я очень рада что моя новая философинка вам понравилась, я буду стараться радовать вас новыми сказками и философинками, и дальше.

    ОтветитьУдалить
  6. Согласна с твоими мыслями,Надежда! Замечательные размышления!

    ОтветитьУдалить
  7. Все верно, Надюша! Молодец! Ждем дальнейших размышлений.

    ОтветитьУдалить
  8. Хорошо, когда мы понимаем, что словом можно пролить бальзам на сердце, а можно ранить так, что в душе останутся шрамы. А самое главное знать "Мы должны отвечать за свои слова". Надя, продолжай рассуждать и делиться с нами своим опытом, может тогда в мире станет больше добра!

    ОтветитьУдалить
  9. Очень важно как человек произносит слова, ведь одним и тем же словом можно порадовать, а можно огорчить человека. Необходимо в каждое слово вкладывать душу. А еще важнее как понимают произнесенное слово. Необходимо взаимопонимание. Молодец, Надюша.

    ОтветитьУдалить
  10. Да, у слова есть душа, она тоже умеет болеть. Это правда.
    Умничка!

    ОтветитьУдалить
  11. Наденька, всю жизнь человек учится этому сложному умению - думать над тем, что произносишь. Замечательно, что так рано ты приняла эту истину и стараешься придерживаться её!

    ОтветитьУдалить